Где учиться и работать

Роль родителей в выборе профессии ребенка

Если Вы открыли эту статью, тема Вам показалась интересной, значит у вас в семье есть подросток 14-18 лет и тема профессионального самоопределения вам близка и актуальна.

Прочитав огромное количество книг, проведя множество профориентационных консультаций – родитель+подросток, обобщив свой родительский опыт, хотелось бы поделиться с читателями своими практическими наблюдениями и возможно, найти свой собственный эффективный родительский метод – как не навредить своему ребенку и помочь в выборе профессии

Если обратиться к истории вопроса, интересным и удивительным представляется факт, что еще начале 20 века, созданная государством Служба по приисканию Работы, опубликовала результаты опроса, в котором были выделены 4 фактора, влияющие на выбор профессии: случайный выбор, по призванию, по расчету, семейные традиции.

Ничего не изменилось за 100 лишним лет? Изменился мир, технологии, Илон Маск ходит на свидание с роботом, беспилотные автомобили ездят по улицам городов, а ответ на один из самых важных вопросов в нашей жизни, по-прежнему вызывает замешательство и требует немало усилий для поиска.

Так как же помочь своему ребенку, сократить этот долгий путь поиска и найти дело жизни?

Если предположить, что читающие нас родители подростков, поколение 35-40 лет, то не ошибусь, определив нас как поколение «экономистов-юристов». В момент нашего выбора профессии, это были самые трендовые и на тот момент, обещавшие стабильное будущее профессии. Вспомните свое состояние, как вы выбирали? В какую категорию из 4 х, опросника столетней давности вы попали? Делая выбор после развала СССР, в эпоху «лихих 90х», экономического кризиса, важными критериями в выборе профессии были – стабильность заработка, востребованность, авторитетность. Мы выбирали профессию если не на всю жизнь, то на долгие годы. А уже на последних курсах института, многие сокурсники и я в том числе, задумывались над получением второго высшего образования не только в связи с меняющейся экономикой и требованиями рынка к специалистам, а отчасти от осознания что «ошиблись дверью» при выборе ВУЗа.

Мы живем в мире, который американцы называют миром VUCA — нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном.

 Именно таков сегодняшний цифровой, роботизированный мир — и он не собирается меняться. Мир VUCA связан с 4 промышленной революцией, но он затрагивает не только экономику или национальные интересы, но и людей, каждого из нас. Чтобы стать успешным в этой ситуации, нужно меняться и нужно готовить к этому наших детей.

Принимая во внимание увеличение пенсионного возраста, увеличение продолжительности жизни, стремительно меняющий мир и изменяющиеся требования к кандидатам на рынке труда, появление новых профессий, обесценивание статичных знаний, мы должны понимать, что, нашим детям нужно будет учиться всю жизнь.

 Образовательная траектория проходит через изменения – наши дети будут учиться дольше получать и не одно! высшее образование, не до 25, а до 60 лет. Уже сегодня, в течении жизни мы меняем свою профессию до 8 раз, а наши дети будут менять каждые 3-4- года, менять не должности – идя вверх по карьерной лестнице -от ведущего специалиста до руководителя департамента, а менять сферу деятельности, индустрию, разворачиваться на 180 градусов и осваивать новые знания.

Как подготовить своего ребенка к завтра, максимально эффективно «подруливая» карьерную стратегию и эффективно инвестируя в будущее?

Первый вопрос, с которым сталкиваются родители – когда начинать? Необходимость выбора ЕГЭ, ГИА, выбора специализированного класса, чаще всего начиная с 7го, диктует возраст 13-14 лет. Большинство профориентационных, психометрических научных методик применяются как раз с этого возраста. И это не случайно. В возрасте 13-14 лет, происходит становление личностных ценностей и жизненных целей, подростку интересно изучать себя, проявляется склонность к рефлексии. Именно в этом возрасте подросток начинает задумываться — кто я, в чем мои таланты, склонности, сильные и слабые стороны?

И каждый любящий родитель, исходя из своих лучших побуждений, помня свой опыт, конечно, старается на этом этапе приложить максимум усилий, и помочь своему чаду.

Попробуем в этом разобраться.

  • Воспитывайте в ребенке самостоятельность, просто примите тот факт, что ваш ребенок – личность. Самостоятельная, думающая, ответственная. И выбор профессии, при всей сложности и чрезвычайной важности, он способен сделать сам и жить с последствиями этого выбора придется ему, а не вам. Надо ли говорить, что ждать самостоятельности, заправляя постель десятикласснику и убираясь в его комнате, затея бессмысленная?
  • Интерес – самый мощный мотивационный фактор. Отнеситесь к этим результатам как к задаче – на выполнение которой просто нужно больше времени и усилий.
  • Изучите рынок труда и востребованность профессий, все больше профессий становятся «ветеранами», мимикрируют или вообще исчезают. К 2030 году, например, с развитием автоматизации, возможности работать удаленно, практически исчезнет такая профессия как бухгалтер, нотариус,  турагент.
  • Исследуйте, где обучают выбранной специальности, какие ВУЗы, колледжи, какие требования к сдаче экзаменов, конкурс при поступлении. Такие ресурсы как учеба.ру, поступи-онлайн.ру обладают актуальной и обширной базой всех учебных заведений. Акцент на месторасположение ВУЗа, если он находится в другом городе, области или стране.
  • Эмоциональная неготовность жить вдали от семьи.
  • Достаточно большой процент студентов первокурсников, успешно сдающих первые сессии, все же возвращаются в родной город – из-за эмоциональной неготовности жить вдали от семьи. Пожелание родителям-логичнее и надежнее, таких ребят  оставить рядом с собой, еще на 2-3 года, выбирая близлежащие ресурсные учреждения, в которых подросток может не только получить первую путевку в жизнь, но и окрепнуть, повзрослев!
  • Семейные профессиональные династии – зачастую, слышу такие аргументы как – в нашей семье не было врачей, как же она будет учиться и работать врачом, или в нашей семье все врачи до 7го колена, как же дочь станет поваром-кондитером! Ответ очень прост-рассчитывайте на ресурсные и психологические возможности Вашего ребенка.

Порой мы недооцениваем их возможности, а зачастую преувеличиваем.

Самое важное-не старайтесь воплотить через Вашего ребенка Ваши нереализованные мечты и желания. Не путайте свой жизненный сценарий со сценарием жизни Вашего ребенка.

  • Еще один из моментов при выборе профессии-любимый предмет — не значит профессия. Лично знаю учителей географии, биологии, преподавателей иностранных языков, поступивших в ВУЗ только из-за того, что любили предмет в школе, но ни дня не проработавшие по специальности.
  • Установки и шаблоны в отношении профессий. Медицина будущего — это не доктор, который шариковой ручкой пишет непонятные буквы в карточке, а множество возможностей: от IT-медика и сетевого врача до разработчика киберпротезов и оператора медицинских роботов. Геолог, это не бородатый человек, говорящий хриплым басом с гитарой и киркой, лазающий по горам и выискивающий породу, а человек в костюме, сидящий за компьютером и владеющий специализированными программами для моделирования месторождений. Тракторист — это не деревенский житель, в ватнике и сигаретой, а молодой человек с высшим образованием в IT, управляющий беспилотными многофункциональными машинами в поле.Повар-кондитер это не вечный механизм ручной нарезки и стояния у раскаленных плит, а профессионал, управляющий целым автоматизированным набором технических средств. для приготовления блюд разной подачи.

Лучший выход, узнать о выбранной профессии — поговорить с профессионалом, а лучше не с одним, узнать профессию изнутри, посмотреть видео о профессии, съездить на экскурсию в компанию или на предприятие (такие услуги сейчас существуют, отдельные компании организовывают профпогружение в профессию).

  • Следующий фактор при выборе профессии, это избитые фразы-только ВУЗ, в техникум поступают неудачники. Если ты не поступил в ВУЗ, значит с тобой что-то не так, а если еще и выбрал техникум или колледж вместо ВУЗа! Меж тем, эти профориентационные учреждения- отличная альтернатива.
  • Не забывайте, что для своих детей – мы являемся первой ролевой моделью. Нельзя требовать читать книги, заниматься хобби, делать зарядку, любить свое дело, не демонстрируя это своим примером.

Зная и учитывая все вышеперечисленные факторы, ваш ребенок, может составить свой личный профессиональный план, учитывающий сильные/слабые стороны, определить зоны роста, и наметить первые шаги к достижению поставленной цели — осознанного выбора будущей профессии.

А теперь, наверное, самое важное, на мой взгляд, в этой цели, цели – помочь-принимать своего ребенка таким, какой он есть, любить, поддерживать, верить в него и в вашу с ним дружбу!!!

Чаще всего, это более чем достаточно, но это и самое трудное для родителей и самое лучшее, что мы можем сделать для наших детей.

 

С Уважением педагог-психолог Татьяна Николаевна!