Психолог — преподавателям
Рекомендации педагогам по общению с подростками:
- Умейте выслушивать подростка.
- Обеспечьте подростку возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
- Проявляйте и подтверждайте свое доверие к подростку, доверяйте обучающемуся ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
- Интересуйтесь состоянием здоровья обучающегося, замечайте признаки утомляемости.
- Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
- Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
- Формируйте нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.
- Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность обучающихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
- Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.
- Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростка.
- В повседневной жизни пропагандируйте ценность физического здоровья, занятий спортом, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.
Общаясь с подростком, помните!
- Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
- При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
- В процессе общения с подростком проявите к нему искренний интерес.
- Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
- Диалог с подростком следует начинать с трех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
- Старайтесь инициативу в общении держать в своих руках.
- Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
- Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Рекомендации педагога – психолога для педагогов по адаптации студентов первого курса
- Учитывайте индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
- Не сравнивайте между собой студентов, хвалите их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
- Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (мозговые штурмы, кейсы, ролевое разыгрывание ситуаций и т.д.), рефлексивный анализ учащимися своей деятельности (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету), разнообразные педагогические технологии.
- Применяйте такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации.
- Задействуйте во время занятий такие методы опроса как, письменный, текстовый и групповой, которые поможет снизить уровень эмоционального напряжения для студентов со страхами перед публичным выступлением.
- Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность студентам занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива