Выступление  на педагогическом совете

Тема: «Формирование антитеррористической  идеологии и профилактика экстремизма и национализма у студентов».

Экстремизм и терроризм –  проблема современности, угрожающая нравственным устоям общества и в целом существованию страны.

Молодые люди, подростки  особенно подвержены влиянию негативных тенденций, нередко подвергаются вовлечению в экстремистские формирования, даже не представляя сути идеологии данных течений.

В этой связи формирование антитеррористической идеологии, антитеррористических знаний и навыков у студентов, необходимых для обеспечения личной и общественной безопасности, является важнейшей задачей, стоящей перед педагогами. Поэтому особое значение, сегодня имеет профилактическая работа со студентами. Главным элементом борьбы должна стать толерантность во взаимоотношениях внутри учебного заведения.

Членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности в основном являются молодые люди в возрасте до 30 лет, и нередко, в том числе — несовершеннолетние лица 14-18 лет.

Профилактика экстремизма в молодежной среде — это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.

Что такое экстремизм Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений (как научных, так и юридических). Несмотря на то, что данная проблема у всех на устах, единый термин так и не был сформулирован. Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам.

Факторы молодежного экстремизма:

Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:

1.Влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;

2.Влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;

3.Влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка;

4.Стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;

5.Собственные представления и моральные установки;

6.Личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость); психическое напряжение.

Деятельность с разными группами молодежи

Профилактика экстремизма со студентами необходимо проводить  по группам:

1.Первая группа: студенты, у которых еще не сформировались экстремистские наклонности. Такие студенты, обычно, добровольно включаются в социальную работу, так как не имеют каких-либо агрессивных или незаконных настроений. Задача профилактики состоит лишь в закреплении толерантных мировоззрений.

2.Вторая группа студенты, у которых уже сформированы экстремистские мировоззрения и убеждения. Такая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке, а потому студенты  могут быть агрессивно настроены. Здесь важно найти индивидуальный, нестандартный подход, который поможет установить доверительные отношения. Результатом должно стать переубеждение подростка, отказ от экстремистских взглядов и активное включение в общественную жизнь.

Несмотря на то, что профилактическая деятельность должна проводиться среди всей молодежи, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Изучив перечень экстремистов, можно выделить такие группы риска.

Группа риска
  1. Дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью к различного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);
  2. Золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;
  3. Подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию нате или иные события;
  4. Представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;
  5. Члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений, могут проводить опасную для общества деятельность.

 

Основные направления работы

На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:

1.Тесное взаимодействие классных руководителей, мастеров производственного обучения с родителями;

Основные убеждения и личные качества формируются именно под влиянием семьи. Следовательно, работа по профилактике экстремизма в техникуме должна подразумевать тесный контакт с родителями. До них должна быть донесена следующая информация: специфика молодежных субкультур и неформальных организаций, а также их потенциальная опасность; степень ответственности родителей за преступления несовершеннолетних детей; формы агрессии, а также профилактика их проявления у подростков; механизмы вовлечения детей в экстремистскую деятельность; определение возраста уголовной ответственности за правонарушения, а также описание возможных мер наказания; сущность таких понятий, как «терроризм» и «экстремизм»; специфика формирования жизненной позиции и убеждений у подростков; необходимость занятости подростков (кружки, секции и прочие формы) во внеурочное время.

2.Проведение  классных часов, бесед касающихся профилактики экстремизма; профилактика правонарушений, насилия и беспризорности;

В ходе данных мероприятий должны быть рассмотрены правовые нормы и ответственность за их нарушение. Также должно уделяться внимание воспитанию у студентов чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям.