Мотивация учебной деятельности, как основополагающий фактор периода адаптации к учебному процессу
Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования занимались в разные годы
Общие концепции мотивации учебной деятельности были применены к анализу мотивов учения студентов. Оказалось, что учебная мотивация студентов существенно отличается от мотивации школьников не только из-за их возрастных различий. Деятельность студентов в техникуме с полным основанием можно назвать учебно-профессиональной. А значит, профессиональные мотивы не просто «вклиниваются» в структуру мотивации учения, а становятся ее неотъемлемой частью, взаимодействующей с мотивами учения и формирующей учебно-профессиональную мотивацию.
Очень важна схема учебного процесса
В начале учебного года был задано направление- «Арт-коммуникация, как инновационный способ социальной адаптации подростков к учебному процессу.
Основанное, в первую очередь, на функциях
Проведены классные часы, где обучающиеся составляли индивидуальные коллажи, беря за основу тематику, классного часа:
-«Сплочение (командообразование) студентов, раскрытие внутреннего потенциала, в период адаптации к учебному процессу». Применялась методика КОЛЛАЖ (составление индивидуальной картины мира подростком, для формирования четкости понятий поставленных целей)
-«За здоровый образ жизни (интерактивная игра по профилактике ЗОЖ)
- «Доверие, как одно из звеньевых тем в процессе адаптации». Цель мероприятия в изначальном осмысление Понятия «Доверие» и «Недоверие», для перспективы развития любых отношений.
Тренинг«Мы сами себя защитили! А вы?»,в рамках мероприятий по профилактикеСПИДа
Социально-психологический тренинг «Учимся общаться». Цели данного тренинга-знакомство, умение общаться, устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов подростка со сверстниками, гармонизация образа «Я
Ученые доказали, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения
Но особенности этого фактора и его действенность различаются, а именно, на разных этапах учебного процесса, через которые проходит студент. От первого к последнему курсу изменяется и сама учебно-профессиональная деятельность, и ее мотивация.
Это безусловно зависит отличной зрелости подростка и его силы
Во многих странах накоплен значительный опыт применения средств искусства в работе с детьми, которые используются непосредственно нами в работе, в частности по адаптации к учебному процессу:
• Арт-терапия (терапия посредством изобразительного творчества);
• Драма-терапия (театротерапия — терапия посредством сценической игры);
• Танцевально-двигательная терапия (терапия посредством движения и танцев);
• Музыкальная терапия (терапия посредством музыки и звуков).
• В отечественной практике под термином «арт-терапия» часто подразумевается совокупность всех представленных направлений. В образовательных учреждениях все большее распространение получают формы взаимодействия с подростками, основанные на игровой деятельности (игротерапия), на сказках (сказкотерапия), музыкальной деятельности (музыкотерапия), изобразительной деятельности (рисуночная терапия, собственно арт-терапия), драматически-ролевой и художественно-поэтической экспрессии.
• Применение в работе с детьми-сиротами элементов арт-терапии, основанных на творческой активности и самовыражении подростков представляется весьма перспективным, поскольку могут способствовать быстрому установлению контактов с ними, формированию более доверительных отношений. Использование возможностей различных направлений терапии искусством позволяет корректировать поведенческие и эмоциональные нарушения, способствует развитию свойств личности, необходимых для успешной адаптации.
В какой степени успешность учебной деятельности первокурсников связана с мотивацией учения? Какие компоненты мотивации играют большую, а какие – меньшую роль в этой связи? Проведенные мероприятия предлагает ответы на эти вопросы.
Часто используемое и очень полюбившееся направление, применяемое в работе с подростками- музыкальное и танцевальное .
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве развивающего, корректирующего, лечебного и реабилитационного средства.
Исследователи отмечают влияние музыкального ритма на функции организма, в том числе на развитие внимания, мышления. Музыка является незаменимым средством педагогического регулирования эмоционального состояния подростков, средством коррекции поведенческих отклонений и реабилитации детей.
Применяя это направление, проводятся мероприятия с активным учстием студентов:
День знаний ФОТО
День учителя ФОТО
Осенний бал ФОТО
КВН
Новогодние представления ФОТО
День студента (Татьянин день)
Масленица ФОТО
Применяется музыка и как изолированное использование в качестве основного воздействующего фактора, так и дополнение других приемов для повышения эффективности взаимодействия на ресурсный центр организма.
В настоящее время музыкотерапия получила широкое применение в медицине, психологии и педагогике как в работе со здоровыми детьми, так и с детьми, имеющими проблемы физического здоровья, развития и поведения.
В последующие этап учебного процесса планируется проведение тематических занятий, посвященных отдельным музыкальным направлениям, исполнителям, событиям, мастер-классов с известными музыкантами;
Танцевальное (двигательное) направление — позволяет подростку выражать свои чувства и эмоции в движении, во взаимодействии с другими сверстниками
Если говорить о детях-сиротах, то они достаточно часто могут сталкиваться в жизни с недопустимыми формами наказания, что может выливаться в низкий уровень доверия к физическому контакту с другим человеком. Такая тревожность может негативно в дальнейшем влиять на способность устанавливать глубокие эмоциональные контакты, в том числе семейные. Выражение эмоционального состояния в движении обеспечивает физический моторный сброс, это является значимым фактором самоудовлетворения.
Таким образом, можно сделать вывод, что применяя все эти направления в ходе учебного процесса студенты получают особый необходимый позитивный заряд любви к художественно-прикладной деятельности и могут почувствовать себя созидателями прекрасного. Их фантазия, настойчивость в достижении поставленной цели безграничны. Ведь человеку, чрезвычайно важно на деле ощутить себя творцом. Это дает необходимый эмоциональный заряд на всю жизнь, какую бы профессию он не получал на данный момент.
С 11 по 14 марта 2014 года в ГБОУ СПО Ардатовский КТТ прошла неделя психологии. В рамках этой недели были проведены мероприятия педагогом-психологом учреждения по прилагаемому плану мероприятий.В начале недели был оформлен стенд в фойе нашего образовательного учреждения под названием «Неделя психологии»
Конкурс плакатов от каждой группы под непосредственным руководством классных руководителей и мастеров производственного обучения, «Мы такие разные, но интересные».
Открытое мероприятие с обучающимися, студентами , «Мир глазами психолога», с использованием новых технологий работы.
Цель данного мероприятия: расширить знания о науке психологии, развивать самопознание, способствовать раскрытию творческого потенциала и развитию личностного роста обучающихся и студентов.
Задачи: демонстрация инновационных форм работы, создание положительного эмоционального фона по отношению к психологическим мероприятиям, привлечение внимания и мотивация на работу с педагогом-психологом.
В актовом зале нашего учреждения собрались обучающиеся, студенты, мастера и педагогические работники для проведения данного мероприятия.
В начале мероприятия были даны мини- опросники, в которых ребята показали в каком настроении они пришли на данное мероприятие,а в конце мероприятия отметили то настроение, с которым они уходят! Вместе с ребятами были сделаны индивидуальные кораблики, на которых все отправились в плавание по миру науки «Психология»
Юлия Сазонова прочитала стихотворение «Психолог»
Выступили девочки Шканова Лариса и Телицина Екатерина, с диалогом «Развеем миф о психологии»
Примеры приемов и методов работы педагога-психолога показали Чикунов Сергей и Маслов Алексей.
С притчей «Ладная семья», выступили Тараканова Кристина, Кондрашов Вдадислав и Спирьков Виктор.
Далее был продемонстрирован фильм, снятый и смонтированный в стенах нашего учреждения «Специальный корреспондент», ключевой темой которого был вопрос «Мир глазами психолога», в роли педагога-психолога выступали преподаватели и мастера нашего учреждения.
В завершении мероприятия были даны пожелания всем участникам мероприятия от самого педагога-психолога Татьяны Николаевны Комковой, и ее примеру последовали все участники и написали пожелания друг другу! Подводя итоги и завершая путешествие в «Мир психологии», все кораблики были собраны и отправлены на хранение в кабинет педагога-психолога и каждый под своим названием, ведь как корабль назовешь, так он и поплывет!
В конце недели психологии был проведен «Тренинг коммуникативной компетентности для педагогических работников»
Цель тренинга: умение эффективно общаться, овладение элементами чувства безопасности, компетентности, принадлежности.
Задачи:
- Повышать уровень профессиональной мотивации;
- Снимать утомление, создавать условия для самовыражения;
- Установление отношений доверия, открытости, доброжелательности, сплочения;
- Раскрытие творческих возможностей и проявление индивидуальных способностей.
- Открыть для себя понятия: перцепция, эмпатия, рефлексия.
Тренинг проводился в актовом зале учреждения за круглым столом. В тренинге принимали участие: зам директора по УВР, зам директора по ООД , старший мастер, методист, преподаватели и мастера производственного обучения.
Как обычно тренинг начался со знакомства в форме, предложенной педагогом-психологом.
Следующим этапом была визитная карточка каждого из участников тренинга, но глазами коллеги. Участники были разделены на пары, и в отведенное для них время общались друг с другом.
Далее все участники тренинга разделились на три группы по методу, предложенному педагогом-психологом (метод «Спешим на работу!»)
Каждой из групп было дано задание:Первая группа получила задание-из предложенных подручных средств продемонстрировать номер под названием «Мы дарим Вам праздник!»
Вторая группа получила задание- в форме рекламы предложить нам различные товары.
Третья группа была за столиком под названием «Мозговой штурм». Имея лишь несколько минут на подготовку, они должны были охарактеризовать пять типов выражения личности в конфликте: максималист; борец, неформал, миротворец, реалист.
Все справились с заданиями достойно и проявили себя с разных сторон, что было особенно подмечено при выполнении заключительного этапа тренинга, когда свои обведенные ладошки (с кратким описанием личности) каждый смог отдать наиболее активному участнику.