Участие в общероссийской и региональной оценке по модели PISA

С начала двухтысячных наша страна принимает участие в международных программах исследования качества образования. Повышение места России в подобных рейтингах стало одной из целей национального проекта «Образование». В 2021-2022 учебном году в России проходит очередное крупное исследование — PISA.

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года. Данное исследование в России осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.   

Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних обучающихся в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, читательской, финансовой, креативной.

По словам министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольги Петровой, ценность исследования PISA в том, что оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования. «PISA не проверяет теоретические знания обучающихся, а оценивает их способность применять эти знания в жизни, что очень важно для наших детей», — подчеркнула Ольга Петрова.

В 2021-2022 учебном году участие в этом исследовании приняли учащиеся 2006 года рождения из семи образовательных учреждений Нижегородской области в том числе и Областной многопрофильный техникум.

С начала 2022 года в России прошел подготовительный (региональный) этап исследования. Под руководством преподавателей студенты учились делать дедуктивные и индуктивные умозаключения, оценивать ситуации, выбирать стратегии, делать логические выводы, описывать решения и их применение на практике, овладевали компетенциями в различных контекстах обшеобразовательных дисциплин и межпредметного взаимодействия.

В рамках Российской экономической школы была создан электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся. Студенты регулярно проходили тестовые задания: стандартные – обыкновенные задания, в которых описывают проблемы и вопросы; интерактивные – задания с интерактивными материалами, оформленные в виде компьютерной симуляции. Можно сравнить это с компьютерной игрой: тестируемый будто бы оказывается в виртуальной реальности, где ему приходится решать ситуации, так похожие на реальные. Во время подобных тестов ученику задаются вопросы, предполагающие разного рода варианты ответа и дальнейшие действия.

Нужно отметить и преподавателей, которые столкнулись впервые с такого рода тестированием. Они прошли обучающие курсы, посетили цикл семинаров по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности», проводимые Нижегородским институтом развития образования и Институтом стратегии развития образования.

Объединив усилия, мы успешно прошли российское итоговое тестирование, и приобрели колоссальный опыт, который пригодится нам в профессиональной деятельности.